А.А.Клименков, Череповец

Осуществляемые в нашей стране реформы направлены на образование социально-ориентированной рыночной экономики с преобладанием в ней предпринимательского способа хозяйствования. Непременным атрибутом такой экономики является конкурентная среда — наличие конкуренции между участниками экономических отношений, недопущение недобросовестной конкуренции, ограничение и вытеснение монополистической деятельности. Однако реформы, включая создание конкурентной среды, проходят сложно и противоречиво, что обусловлено рядом причин.

Прежде всего, реформы проводятся на базе бывшей административно-командной экономики, функционировавшей на прямо противоположных началах: конкуренция там не допускалась, а монополизм был объявлен официальной доктриной. К работе в условиях нормальной конкурентной рыночной экономики оказались не готовы ни хозяйствующие субъекты, ни кадры государственного аппарата. Поспешная, хаотичная, ориентированная не на экономическую и социальную эффективность, а на фискальные цели или удовлетворение интересов отдельных лиц (группы лиц) приватизация, грубые ошибки и просчеты в определении экономической роли современного Российского государства привели к резкому ослаблению системы государственного регулирования, в целом.

Вследствие указанных и других причин вся экономика России оказа­лась в глубоком затяжном кризисе. В недавно принятом документе «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране» подчеркнуто, что важнейшим условием кардинального оздоровления экономики служат повышение организующей роли государства в обеспечении эф­фективности производства, пресечение злоупотреблений монопольным положением, формирование и развитие конкурентной среды в сфере производства и обращения1. В начале 1999 г. обнародован утвержденный Правитель­ством РФ план действий по реализации указанного выше документа.

Главным и, по сути, единственным средством проведения нашим государством новой стратегии в жизнь служат исходящие от него законы и под­законные правовые акты. В нормативных правовых актах, в первую очередь, материализуются государственное регулирование, вообще, и конкуренция на товарных рынках, в частности, от их качества, во многом, зависят ход и результаты намеченных реформ.

Между тем, законодательство, опосредующее конкурентные рыночные отношения, пока еще далеко несовершенно. За непродолжительное время своего существования оно неоднократно менялось. До сих пор ведутся споры о том, что понимается под соответствующим рыночным законодательством, о его составе и месте в системе действующего российского законодательства, о том, какие государственные органы правомочны принимать относящиеся к рынку нормативные правовые акты, о пределах государственного вмешательства в рыночные, конкурентные отношения. Неоднозначно толкуются фигурирующие в этом законодательстве такие имеющие для него фундамен­тальное значение категории, как рыночная экономика, конкуренция, недоб­росовестная конкуренция и др.

Конкуренция на товарных рынках, конкурентоспособность российских товаров имеют не только внутригосударственное значение. Различные их аспекты важны также для установления и нормального развития международного сотрудничества в экономической сфере.

Теоретическое осмысление конкуренции, ее значения для функционирования и развития экономики началось с тех пор, как стал складываться товарный рынок. Особенно весом вклад в теорию конкуренции зарубежных ученых-экономистов и правоведов. У истоков этой теории стояли классики политэкономии: Дж.М.Кейнс, К.Маркс, Д.Рикардо, Л.Смит, Э.Чемберлен и др. Из современной зарубежной литературы выделяются работы таких уче­ных, как Э.Дж.Доллан, В.Е.Ковачич, Д.Е.Линдсей, В.Мунтяну, Э.Райхлин, С.Рейнолдс, Д.Росс, Ф.А.Хайек, Д.М.Шапиро, Ф.М.Шерер и др.

В России вопросы развития конкуренции, антимонопольной политики, ограничения монополистической деятельности длительное время оставались за пределами правового и экономического анализа. Обходили их своим вниманием ученые царской России, так как лишь в конце XIX — начале XX веков динамика отечественного народного хозяйства привела к появлению монополий и обострению конкуренции в производстве и обращении товаров. Од­нако, начавшееся теоретическое осмысление указанных явления1, как и сами они. были прерваны первой мировой войной и последовавшими за рей рево­люциями.

Познание объекта и предмета потребовало привлечения к исследова­нию и изложению его результатов многочисленных источников отечествен­ной и зарубежной экономической научной литературы, а также достижений юридической науки, прежде всего, относящихся к теории права и государст­ва, конституционному, административному, гражданскому, предпринимательскому праву. Как следствие, работа выполнена на стыке экономики, государство и правоведения. Все основные государственно-правовые проблемы автор, в меру своих сил, стремился рассматривать во взаимосвязи со сход­ными экономическими проблемами. Акцент сделан на правовом регулирова­нии, управленческом аспекте, в целом, на максимально полном использова­нии государством своих конституционных возможностей по правовому опо­средованию конкурентных отношений на товарных рынках.

В результате анализа теоретических источников и практики на обсуждение жителей выносятся следующие основные положения, обладающие, по мнению диссертанта, элементами научной новизны:

обосновывается исходный для исследования тезис о том, что эффективное государственное регулирование конкуренции на товарных рынках — это обязательное условие успешного проведения экономических реформ, преодоления кризиса, создания социально-ориентированной рыночной эко­номики;

формулируется и доказывается на конкретных примерах положение о том, что государственное регулирование и правовые исследования происходящих в народном хозяйстве процессов невозможны без учета современных достижений и рекомендаций экономической науки, что, в свою очередь, предполагает унификацию используемого здесь понятийного аппарата. Каче­ственное отличие правовых понятий, по сравнению с экономическими, со­стоит в их «привязанности» к потенциальному субъекту экономических от­ношений, с его правами, обязанностями и юридической ответственностью;

приводятся доводы о необходимости внесения уточнений и дополнений в легальные определения ряда понятий, имеющих решающее значение для государственного регулирования конкуренции на товарных рынках, в ча­стности, взаимозаменяемых товаров, товарного рынка, конкуренции, недоб­росовестной конкуренции. Поставив трактовку товаров как взаимозаменяе­мых в прямую зависимость от субъективного усмотрения покупателей, а гео­графических, продуктовых границ товарного рынка — от экономических воз­можностей покупателей приобрести товар на той или иной части территории страны, законодательство, тем самым, создало непреодолимые трудности в оценке конкурентной среды, поведения участников рыночных отношений как самими этими участниками — хозяйствующими субъектами, так и госу­дарственными органами, осуществляющими контроль за соблюдением анти­монопольного законодательства;

сформулированы новые определения понятий конкуренции и недобросовестной конкуренции, усиливающие их нормативность и направленные на повышение их регулирующей роли в создании и поддержке конкурентной среды. В этой связи оспаривается получившее широкое распространение со­четание «конкуренции» с такими прилагательными, как «свободная», «чест­ная» и т.и., а также обосновывается мнение о целесообразности изъять из официальной характеристики недобросовестной конкуренции нравственных оценочных категорий «добропорядочность», «разумность», «справедливость»;

аргументируется положение о том, что выделяемые в экономической литературе типы рынков (с точки зрения конкуренции на них) — чистой конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, дуополии, олигопо­лии и т.п. не поддаются адекватной юридической трактовке, прямому отра­жению и регулированию в текущем законодательстве из-за нечеткости, раз­мытости классификационного критерия (мало, очень мало, много, очень мно­го, множество и т.д. продавцов на рынке). Для государства иного регулирова­ния пригодны лишь совершенно точные количественные показатели, под­дающиеся объективной оценке, как это имеет место, например, в отношении юридической характеристики доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара, и исключающие субъективные оценки заинтересованных лиц;

на основе сравнительного исследования опыта различных государств доказывается вывод о том, что общемировой тенденцией развития законодательства, регулирующего конкурентные отношения на товарных рынках, яв­ляется расширение круга общественных отношений, на которые распростра­няется его действие, наделение нормотворческими полномочиями строго оп­ределенных высших органов государственной власти, сближение, интерна­ционализация законодательства различных государств, создание особого государственного органа по обеспечению соблюдения этого законодательства. В нашей стране, во избежание конфликтов, регулирование конкуренции на товарных рынках надлежит отнести к ведению Российской Федерации, что требует внесения дополнения в статью 71 Конституции РФ;

— доказывается положение о том, что действующее российское антимонопольное законодательство — наименование, состав, содержание — нуждают­ся в коренном обновлении. Рассредоточение его норм по многим федераль­ным законам и другим нормативным правовым актам делают законодатель­ство труднообозримым и доступным. Обосновывается рекомендация о разра­ботке и предлагается структура Федерального закона «О конкуренции на то­варных рынках и ее государственном регулировании».

Нынешнюю российскую экономику обоснованно относят к переход­ной, она — прямая преемница командно-бюрократической экономики. Для нашего исследования особый интерес представляет рынок в этой экономике: был ли он вообще и имелась ли на нем конкуренция. Проанализировав вы­сказанные по данному поводу различные точки зрения, диссертант приходит к выводу, что независимо от того, как трактовалась внедрявшаяся в россий­ское общество научная модель социализма и какова была экономическая практика, конкуренция там отсутствовала, вследствие чего реформируемая ныне российская экономика в прежнем народном хозяйстве конкурентных корней не имеет.

Исследуются основные компоненты рыночной экономики: товары и товарные рынки как территория обращения товаров. По этим вопросам проанализированы взгляды экономистов и правоведов, а также вносившиеся за время экономических реформ изменения в законодательство и их причины. Критически оцениваются трактовка законодателем введенной в последние годы новой категории рыночной экономики — «взаимозаменяемые товары» и его переход в «измерении» пределов товарного рынка от административно- территориальных границ к границам географическим, продуктовым, никак не связанным с государственным и административно-территориальным устройством России, а требующим выявления «части территории страны», на кото­рой товар обращается, фактически. Тем самым, созданы, практически, непреодолимые трудности в изучении конкурентной среды, выявлении домини­рующего положения хозяйствующих субъектов на рынке товаров, фактов монополистической деятельности.

Действенное государственное регулирование конкуренции на товарных рынках предполагает глубокое и всестороннее знание, фактически, складывающейся на них ситуации. Особенно важным является раскрытие структуры рынка, с точки зрения взаимодействия (характера рыночных связей) между его участниками, находящего выражение в конкуренции субъектов рыноч­ных отношений, в степени монополизации рынка как явлении, альтернатив­ном конкуренции.

При исследовании конкуренции как объекта государственного регулирования используется метод сравнительно-правового познания: выясняется, как трактуется конкуренция в экономической литературе и как она отражает­ся в законодательстве. Проанализировав многие точки зрения, диссертант приходит к выводу об ошибочности позиции ученых, усматривающих суть конкуренции в борьбе между товаропроизводителями за более выгодные ус­ловия производства и сбыта товаров на рынке. Сопровождать ее процесс по­добным настроем, когда бы одни участники конкуренции побеждали, а дру­гие терпели поражение, представляется противоречащим объективному со­держанию рыночной экономики, — Назначение конкуренции состоит в обеспе­чении общего экономического роста в стране. Для достижения такой реаль­ности конкуренция призвана служить тому, чтобы выступающие на рынке производители, продавцы могли уверенно, в спокойной обстановке проявить свои лучшие деловые качества, в спокойной обстановке проявить свои луч­шие деловые качества, творческие способности, изобретательность и добить­ся обоснованного успеха в своей экономической деятельности.

Представление законодателя о конкуренции несколько раз менялось. Однако, остался не преодоленным существенный недостаток, выражающийся в отсутствии в ее трактовке нормативных начал. Статья 4 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рын­ках» гласит: конкуренция — состязательность хозяйствующих субъектов, ко­гда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие -условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Законодатель, как видно, не дает ответа на главный вопрос: как хозяйствующим субъектам надлежит вести себя на рынке, каким правилам следо­вать при совершении тех или иных действий, чтобы не нарушать, а создавать и (или) поддерживать конкурентную среду. Очевидно, по этой причине поня­тие конкуренции не получило никакого развития непосредственно в тексте Закона, хотя последний назван ее именем — «О конкуренции…». Все содержа­ние Закона раскрывается не в позитивном созидательном плане, не в том, как конкуренция может и должна влиять на повышение эффективности рынка, а в негативном, через антиподов конкуренции — монополистическую деятель­ность и недобросовестную конкуренцию, через закрепление в их определе­ниях и последующее развертывание, показ механизма возможных проявле­ний этих антиподов конкуренции на рынке.

Опираясь на сделанные выше выводы о необходимости координации и корреляции юридических положений о конкуренции, монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, можно сформулировать следующее определение: конкуренция — это состязательность хозяйствующих субъектов, с соблюдением правил (норм) действующего законодательства и обычаев делового оборота, проводимая таким образом, что самостоятельные действия каждого из хозяйствующих субъектов лишают их возможности на соответствующем товарном рынке одностороннее воздействовать на общие условия обращения товаров и (или) получать преимущества в предпринимательской деятельности.

Исследована история возникновения и развития антимонопольного законодательства в мировой практике регулирования рыночных отношений, а также история его становления и развития в России. На основе изучения зарубежного опыта сформулированы выводы, имеющие, по мнению диссертан­та, важное значение для настоящего и будущего нашего отечественного ан­тимонопольного законодательства.

Во-первых, антимонопольное законодательство весьма динамично. Доминантой его обновления являются процессы, происходящие в экономике, на рынке. Государство воздействует на рынок таким образом, чтобы создать простор для развития конкурентных отношений и сдерживать, подавлять монополизм. Но при этом непременным остается правило: вмешательство в ры­ночные отношения, в том числе в конкуренцию на рынке, не может и не должно вести к снижению эффективности экономики страны, наносить ущерб отечественному производству и товарообороту.

Во-вторых, явно прослеживается тенденция к интеграции правотворческой деятельности в сфере антимонопольного законодательства в «руках» оп­ределенных государственных структур. Функции по изданию соответствую­щего законодательства (нормативных актов) все больше переходят от мест­ных органов к центральным — в государствах унитарных — и от субъектов Фе­дерации к федеральным органам — в государствах с федеративным государст­венным устройством.

В-третьих, в самом антимонопольном законодательстве дается толкование используемой в нем терминологии. Оставление данной проблемы без внимания приводит к снижению действенности антимонопольного законодательства, что, в конце концов, делает необходимым внесение в него соответ­ствующих дополнений.

В-четвертых, реализация антимонопольного законодательства, рано или поздно, требует создания в стране особого государственного органа по обеспечению соблюдения этого законодательства и проведению его в жизнь.

В-пятых, на обеспечение реализации антимонопольного законодательства направляются усилия не только специально создаваемых для этого госу­дарственных органов, но и других, имеющих то или иное отношение к товар­ным рынкам, состоянию конкуренции и монополизации на них, решение единой общей задачи, естественно, предполагает координацию действий всех, кто привлекается к ее решению. В каждой из стран складываются свои формы и методы координации.

В-шестых, везде, где имеется антимонопольное законодательство, установлены строгие юридические санкции за его нарушение. Характерны здесь два момента: применяются, практически, все виды юридической ответственности (уголовная, административная, гражданско-правовая); сама от­ветственность, как правило, постоянно возрастает.

В-седьмых, отчетливо наблюдается тенденция к установлению в законодательстве различных государств единообразных норм права. Можно говорить об интернационализации антимонопольного законодательства, о наличии международного антимонопольного законодательства и международной антимонопольной политики. Это является отражением объективного процесса создания и функционирования межгосударственных рынков и рын­ка международного, тесно взаимосвязанных и постоянно взаимодействую­щих с национальными рынками, обусловленных необходимостью иметь еди­ные стандарты поведения на указанных рынках.

Анализ отечественного антимонопольного законодательства, состав которого перечислен в статье 1-1 Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выявил ряд недостатков, устранение которых послужило бы улучшению качества этого законодательства.

Сопоставив высказанные в научной литературе различные точки зре­ния на классификацию многочисленных федеральных законов, содержащих положения антимонопольной направленности, и предложив свой подход к разрешению данной проблемы, можно сделать вывод: применение и использование норм о конкуренции, монополистической деятельности и недобросо­вестной конкуренции, включенных в различные федеральные законы, пред­полагает обязательную увязку этих норм с общими правилами антимоно­польного регулирования, содержащимися в Законе «О конкуренции и огра­ничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Одновременно доказывается, что и сам Закон нуждается в улучшении: ни одна из приведенных в его наименовании юридических составляющих не соответствует в полной мере целеполаганию и содержанию Закона, а также регулируемым им общественным отношениям.

Тщательное изучение Конституции РФ, федеральных законов, правотворческой и правоприменительной практики показало, что функциониро­вание единого экономического пространства и единого общероссийского рынка предполагает также наличие одного единственного «правотворца» в лице компетентных федеральных органов государственной власти. В стране не может существовать такая ситуация, чтобы в одних субъектах Российской Федерации или регионах, скажем, в Сибири, на Дальнем Востоке, на Север­ном Кавказе действовали одни правила на рынке, а в других — иные. Каждый вступающий на рынок, в любой его структуре, «точке» должен иметь воз­можность заранее получить информацию, а место последним — в норматив­ных правовых актах федерального уровня.

Логика исследования привела диссертанта к необходимости спрогнозировать будущее антимонопольного законодательства. Сделать такой про­гноз достаточно сложно. Российский рынок и его отдельные структуры еще не приобрели необходимой устойчивости, на них нередко наблюдаются кризисные явления, для преодоления которых государством принимаются неор­динарные меры, в том числе связанные с ослаблением и даже ограничением конкуренции.


 

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ПРАВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

ББК 67.401.21
П31

Рекомендовано к изданию кафедрой государственного управления и правового обеспечения государственной службы РАГС при Президен­те РФ и кафедрой административного и муниципального права МГСУ

Рецензенты:
А.Я. Берченко, доктор юридических наук, профессор,
В.И. Патрушев, доктор социологических наук, профессор,
П.И. Бабочкин, доктор философских наук, профессор.

Научный редактор и составитель: Доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой административного и муниципального права МГСУ А.И. Попов

В предлагаемом межвузовском сборнике показано, что стратегическая современная задача — укрепление российского государства, построение экономически и социально развитого общества. Сильное государство для нашей страны это, прежде всего, федерация, благодаря чему приостановлен распад ее субъектов. Но, как показывают исследования, успехи еще недостаточны, поскольку уровень жизни населения очень низок. Необходимым условием является наведение порядка в отношениях центрального и регионального уровней власти, во всей системе общественных отношений. Данное кон­фликтное поле необходимо минимизировать.

В сборнике представлены эффективные правовые формы, методы и средства стабилизации и развития политической, экономической и социальной сфер жизнедеятельности российского общества, совершенствования го­сударственного управления в целом, реализации основных функций государ­ства — демократической, социальной, федеративной и правовой, причем, в их взаимовлиянии.

ISBN 5-85085-597-1

© Московский государственный социальный университет, 2002
© Попов А.И., 2002


А.А.Клименков. ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, стр.126-133


Подписано в печать 04.11.2002
Формат 60×84 1/16
Тираж 500 экз.
Печ.л. 15,9 Зак.№ 487
Издательство Московской гуманитарно-социальной академии
11395, Москва, ул. Юности, 5/1

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.