Это самые красивые агитматериалы по поправкам в Конституцию. «МРОТ приравняют к прожиточному минимуму», «Пенсии будут повышаться ежегодно», «Медицина станет доступнее», «Браком будет называться только союз мужчины и женщины» — подобные слоганы выглядят очень привлекательно. Для тех, кто не знает, что все эти «поправки» уже много лет действуют в виде законов, а в Конституцию их вставляют только для прикрытия.

В предыдущей статье мы говорили о псевдопоправках, которые пытаются выдать за расширение суверенитета (а на самом деле они давным-давно действуют в виде федеральных законов, и суверенитета от этого не прибавилось). С изменениями в «социальные» статьи Конституции история примерно такая же. Давайте подробно разберем, откуда взялись эти так называемые изменения, и что на самом деле произойдет с социальной сферой после принятия поправок.

Миф 1. В результате принятия поправок все граждане станут получать качественную медицинскую помощь.

Речь идет о поправке в статью 72 Конституции РФ, которая регулирует взаимодействие областных и федеральных властей по финансированию медицины.

Было Станет
«В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

ж) координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение;»

 

«В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

ж) «координация вопросов здравоохранения, в том числе обеспечение оказания доступной и качественной медицинской помощи, сохранение и укрепление общественного здоровья, создание условий для ведения здорового образа жизни, формирования культуры ответственного отношения граждан к своему здоровью; социальная защита, включая социальное обеспечение;»»

 

 

Реальность: как видим, никаких изменений не произошло, просто из понятия «вопросы здравоохранения» выхватили парочку самых красивых составляющих и изложили отдельно. Похоже на маркетинговый ход какого-нибудь магазина. Однако и здесь авторы поправок оказались не первыми. В России с 2011 года действует Федеральный закон №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , в котором четко описано, что именно является качественной и доступной медпомощью.

Увы, за 10 лет от этого качественнее и доступнее медицина не стала. С чего бы ей стать таковой, когда кусочек закона перепишут в Конституцию?

Миф 2. В Конституцию внесено понятие брака как союза мужчины и женщины. Теперь однополые браки в РФ станут невозможными.

Поправки внесены в ту же статью 72 о взаимодействии областной и федеральной власти, она дополнена пунктом «ж1»

ж1) защита семьи, материнства, отцовства и детства; защита института брака как союза мужчины и женщины; создание условий для достойного воспитания детей в семье, а также для осуществления совершеннолетними детьми обязанности заботиться о родителях;

Реальность: трудно сказать, зачем начали раздувать тему однополых браков в России применительно к Конституции. Ведь Семейный кодекс РФ изначально позволяет регистрировать в России только гетеросексуальные браки. В статье 1 СК РФ есть пункт 3, который выглядит вот так:

  1. Регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины, равенства прав супругов в семье, разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию, приоритета семейного воспитания детей, заботы об их благосостоянии и развитии, обеспечения приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи.

Этот пункт просто переписали в Конституцию, слегка изменив текст, но полностью сохранив смысл. И опять от поправки в реальности ничего не меняется.

То же самое касается поправки в статью 114:

Было Станет
1. Правительство РФ:

в) обеспечивает проведение в РФ единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

 

1. Правительство РФ:

в) обеспечивает проведение в РФ единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды;

 

Здесь в Конституцию интегрировали цитату из раздела 3 Распоряжения правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.»  С момента утверждения этой Концепции прошло почти 6 лет. Кто-нибудь заметил изменения? С чего бы им взяться сейчас?

Миф 3. Поправки гарантируют любому гражданину доход не ниже прожиточного минимума.

Речь идет о дополнении в статью 75:

  1. Российская Федерация уважает труд граждан и обеспечивает защиту их прав. Государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Реальность: давайте откроем Трудовой кодекс РФ и прочитаем статью 133:

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Но даже если абстрагироваться от явного плагиата, друзья, 12 тысяч рублей – это разве зарплата для взрослого трудоспособного человека? А если у него несовершеннолетний ребенок?

И, разумеется, поправка никак не повлияет на зарплаты «в конвертах» — работодатели будут платить, сколько захотят, Конституция здесь для них не указ.

Еще одна поправка оказалась пустой.

Миф 4. Если проголосуем за поправки, пенсии будут увеличивать каждый год.

Та же 75-я статья, в которую добавлено:
    6. В Российской Федерации формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддерживается ее эффективное функционирование, а также осуществляется индексация пенсий не реже одного раза в год в порядке, установленном федеральным законом.

Реальность: и эта поправка тоже давно есть в законах. Социальные пенсии в РФ и так индексируются ежегодно с 1 апреля (статья 25 закона «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»).  Пенсии по старости тоже должны увеличиваться ежегодно с 1 февраля и с 1 апреля (пункт 10 ст.18 Федерального закона «О страховых пенсиях), однако в 2018 году Госдума приостановила действие этого пункта до 2025 года. Вместо него сейчас действует положение Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ. Звучит оно так:
6. Размер страховой пенсии в 2019 — 2024 годах корректируется с 1 января каждого года.

Поправка в Конституции ссылается именно на эти законы. Так что для пенсионеров абсолютно ничего не изменится.

Миф 5. Поправки обеспечат рост благосостояния граждан – такой пункт внесен в Конституцию.

Глава Конституционного суда Валерий Зорькин не зря так ратует за поправки. Один из его трудов стал источником текста для новой статьи 75.1.

В Конституцию добавлена статья 75.1  с довольно странным текстом:

В Российской Федерации создаются условия для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан, для взаимного доверия государства и общества, гарантируются защита достоинства граждан и уважение человека труда, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

Реальность: Первая часть статьи – цитата из п.55 Указа президента РФ от 2015 года «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Пассаж про доверие государства и общества взят из творения председателя Конституционного суда Валерия Зорькина от того же 2015 года «Конституция и общественное доверие» , а также из многочисленных посланий президента (начиная еще с допутинской эпохи – например, из послания Ельцина Федеральному собранию от 1998 года). Годы идут – доверия не прибавляется. И уж точно не из-за того, что оно не было вписано в Конституцию.

А о завершающем тезисе об экономической, политической и социальной солидарности «Вологодская правда» уже писала, добавить к этому нечего.

То есть кроме громких пожеланий, которые делаются из года в год, мы видим в поправках лишь опасную тенденцию на зажимание свободы слова.

Что в сухом остатке?

По сути, «социальный блок» поправок — это наспех сделанный копипаст из законов и подзаконных актов, без какой-либо системы. Внесен он в законопроект исключительно ради красивых агитационных роликов, самостоятельного же смысла не имеет от слова совсем.

Евгений ОПОЯСКИН

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.