Многострадальное предприятие, некогда бывшее одним из оплотов вологодской экономики, вряд ли будет восстановлено. Новый инвестор – крупнейший подрядчик РЖД – не спешит вкладывать деньги, и на заводе вовсю говорят о том, что проект закроется, не начавшись.

Завод дорожных машин начал умирать давно. В 2000-х на его площадях создали АО «СКДМ» — предприятие, строившее быстровозводимое жилье, преимущественно из блок-контейнеров. Вологодская компания со своими бытовками засветилась на строительстве олимпийских объектов, крупных газопроводов, а со знаком минус – на возведении «формальдегидного» поселка в Пермском крае, который пришлось сносить.

О значении «Дормаша» и эволюции его развития говорит тот факт, что в 2014 году кандидат в губернаторы Олег Кувшинников специально использовал это предприятие в своей агитационной кампании. В 2019-м он о нем уже практически не воспоминал.

В 2016 году предприятие взяло крупный контракт, но резкий рост цен на металл, из которого делают блок-контейнеры и ангары, вынудил отказаться от его выполнения. Это привело к банкротству ОАО «СКДМ», сокращению сотен работников и долгим тяжбам по поводу невыплаченной зарплаты и выходного пособия сокращенным.

В конце 2018 года областные власти объявили о появлении нового инвестора – ООО «Спецтрансстрой — Мобильные строительные конструкции». Это дочка ООО «Спецтрансстрой», компании, которая участвует в проекте «Северный широтный ход» (стройка железной дороги, связывающей Северную ж/д со Свердловской). Владельцем «Спецтрансстроя» на тот момент был бывший замглавы Минстроя и Минрегионразвития РФ Юрий Рейльян.

Человек с большими связями (его называют «воротилой госзаказа») пробрался к миллиардным подрядам на строительство железных дорог по всей стране.

Вологодское предприятие намеревались задействовать во втором этапе «Северного широтного хода». Инвестиции ожидались крупные, поскольку общая сумма проекта оценивалась в 130 миллиардов рублей, из которых на долю «Спецтрансстроя» должна была прийтись почти десятая часть. Соответственно, бывший «Дормаш» мог получить заказов на десятки, а то и на сотни миллионов рублей. Замгубернатора Виталий Тушинов тогда утверждал, что портфель заказов сформирован на несколько месяцев вперед.

Но до реализации плана дело не дошло. Рейльян и раньше находился в поле зрения правоохранительных органов в связи с неоднозначными методами получения подрядов. Например, он находится в тесных партнерских отношениях с Владимиром Токаревым, который в ноябре 2018 года перекочевал в кресло замминистра транспорта.

Помимо начавшихся «раскопок» бизнес-методов Рейльяна, выяснилось, что «Спецтрансстрой» не справляется со взятыми обязательствами и пропускает сроки сдачи объектов. После того, как над бизнесменом сгустились тучи, он в сентябре этого года продал свой главный актив явно подставному лицу Роману Шленчаку. Одновременно с этим РЖД пересмотрела договоренности, инвестиционный план на 2020 год сокращен почти в 6 раз.

На вологодском же предприятии сейчас ситуация обычная – задержка заработной платы и неопределенность будущего.

Дмитрий ИВАНОВ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.