Если вы зайдете в любую среднестатистическую музыкальную школу хоть в провинции, хоть ближе к столицам, то обратите внимание на то, что более 90 процентов музыкальных инструментов там произведены или приобретены ещё при Советском Союзе. Новые покупать дорого, а культура и образование, тем более дополнительное, в современной России финансируются по остаточному принципу.

В советское время только в РСФСР действовали десятки фабрик по производству пианино в Ленинграде, Калуге, Ростове-на-Дону, Вышнем Волочке, Горьком, Иванове – всех не перечислишь. И выпускали они от 80 до 120 тысяч инструментов в год. Отечественное производство полностью решало насущные проблемы детских музыкальных школ.

Сейчас фабрик с полным циклом – ноль. Те немногие, что собирают инструменты, применяют импортные комплектующие – из Китая, стран Европы. Своего производства нет. И потому цены на инструменты заоблачные.

Хорошо помню, как родители купили мне замечательное и певучее «Иваново». Пианино свободно стояли в магазинах, стоили от 400 до 600 рублей, и продавали их по желанию в кредит (без диких «накруток», скрытых страховочных «подстав» и прочего одурачивания, как это делается сейчас). Квалифицированный рабочий у нас в Вологде на «шарике» (ГПЗ-23), например, получал 200 — 300 рублей в месяц и более. Что касается моих родителей, то по сроку погашения кредита они укладывались в три месяца, так что покупка никакой проблемы не представляла. Старенькое же, но хорошо звучащее фортепьяно вообще можно было купить с рук за четвертной.

А знаете, сколько пианино стоит сейчас? До полумиллиона рублей! Как автомобиль! Вот и считайте, кому это по карману, и по карману ли государству вообще обеспечивать инструментами учащихся.

Новые импортные клавишные инструменты теперь в музыкальных учреждениях образования за великое счастье, поскольку стоят они чудовищных денег.

А столь подробно я углубился в эту тему, чтобы люди, далекие от мира искусства, оценили поступок талантливого музыканта, солиста хора Вологодской областной филармонии, нашего молодого коммуниста Евгения Макарова. На днях он передал пианино в дар детской школе искусств №2 в Вологде.

Нет, Евгений не миллионер. Творческим людям в наши дни жить сложно. На свои скромные сбережения он выкупил у владельцев инструмент, который им стал не нужен, отреставрировал его, настроил и подарил детям. А настройщик он, наверное, лучший в городе. Сейчас это очень редкая профессия, квалифицированных и дипломированных специалистов даже в Москве днем с огнем не сыскать!

  • Просто сердце кровью обливается, когда видишь, когда детей обучают на вконец разбитых инструментах, — объясняет Евгений свой поступок. – Обидно за страну, за государство, что так относится к талантливым детям, к своему будущему! Понимаете, если инструмент используется с интенсивностью более шести часов в сутки, он требует как регулярной настройки, так и ремонта. Денег у музыкальных школ на приобретение новых инструментов нет. Хотя, когда ребенок играет на хорошем инструменте, у него и отношение к самой музыке, и мотивация к обучению совершенно другая.

— Какой прогноз запасу прочности вы можете дать инструментам советского наследия?

  • По-разному. В школах искусств, нашем вологодском колледже искусств я бы спрогнозировал лет 15-20. Понимаете, фортепиано – это как автомобиль. Где-то ржавчина со временем образовалась, где-то что-то сломалось… Нужен ремонт.

С музыкальными инструментами та же история. У настройщиков сейчас зачастую нет цели акустически правильно выстроить инструмент и поставить в определённую часть класса. Пытаются хотя бы чисто настроить на полгода-год, время всё-таки берёт своё. И если в музыкальных школах не начнётся обновление парка музыкальных инструментов, через 20 лет нам будет просто не на чем учить детей музыке. Кстати, развитые страны, да и не только они, в закупку новых инструментов для школ и колледжей вкладывают огромные средства.

Самое важное — это наши дети и наше наследие. Не роскошь олигархии внесет свою лепту в копилку человеческого наследия, а стихи Рубцова и музыка Гаврилина. Я бы очень хотел, чтобы эту мысль услышали и осознали люди…

— А нельзя заменить пианино более дешевыми электронными аналогами?

  • Для музыкальных школ это неприемлемо. Недорогое электронное пианино не может приблизиться к классическому звучанию, не передает всех обертонов и красок «живого» фортепиано. Если же вы возьмете цифровое пианино с выставленной чувствительностью – цена будет немногим меньше 200-300 тысяч рублей. А знаете, спрос на какие рояли сейчас растет, несмотря на кризис?

— Наверное, на те, что популярны по цене, используются для учебных целей?

  • Боюсь, наоборот. Да, бывшие в употреблении инструменты стоимостью в несколько тысяч рублей действительно популярны, однако качественных среди них – раз-два и обчелся, настройщикам приходится воевать за каждый такой экземпляр.

Зато всё больше продается роялей премиум-класса от одного-двух миллионов рублей и более. Ими богачи украшают свои загородные дома. Вот здесь нет никакого кризиса.

 -Элитарность для избранных путем закрытия доступа для большинства?

  • Вы недалеки от правды… Да, высокопоставленные чиновники и олигархи стараются дать всестороннее образование своим детям. Вспомним дворянское воспитание, когда даже в посредственных детей вдалбливались музыка, литература, живопись… А в итоге большинство шедевров культурного наследия России составляют творения самородков. Почему в СССР было огромное количество выдающихся композиторов, поэтов, дирижёров и т.д.? Да потому, что образование при советской системе было общедоступно, и государство уделяло этой сфере очень большое внимание.

Между прочим, вовсе не редкость, когда никто в семье нуворишей и играть-то не умеет, и приобретают они элитные рояли вместо мебели, чтоб гостям пыль в глаза пускать…

— Я знаю, что в наши времена в музыканты идут только настоящие подвижники, которые прекрасно видят все тернии избранного пути. Но это их осознанный выбор, их путь, который неизмеримо выше меркантильного расчета. Желаю вам успеха на этой стезе!

 Олег ЛАРИОНОВ

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.