Пока губернатор Олег Кувшинников рассказывает всем вокруг о том, как область успешно заместила коммерческие кредиты бюджетными, муниципалитеты всё глубже залезают в долги. Областная столица открыла две кредитные линии общей суммой в 2 000 000 000 рублей и настойчиво (но пока неудачно) пытается занять еще полмиллиарда. 400 миллионов взял под проценты у Сбербанка Череповец. Обслуживание этих продуктов опустошит бюджеты городов в общей сложности почти на 340 миллионов рублей.

Глава Сбера Герман Греф доволен: сейчас именно в его банк толпами идут на поклон мэры городов в регионах, где как бы нет коммерческих кредитов. Да и во всех прочих тоже.

«Раньше у нас ничего не делали, а теперь постоянно ремонты и улучшения!» — радуются жители Вологды и Череповца, не привыкшие вникать в причинно-следственные связи. «Как это возможно – закупать десятки автобусов, когда сами говорят об огромном дефиците бюджета?» — недоумевают более глубоко мыслящие горожане. Увы, ничего из ничего не появляется. И активность местных властей объясняется не только повысившимся качеством пиар-сопровождения, но и банальным залезанием в долги.

Губернатор Олег Кувшинников обещал избавить область от коммерческих кредитов еще в середине прошлого года. К октябрю 2019-го, по информации департамента финансов региона, у Вологодчины оставалось лишь около 200 миллионов рублей задолженности перед банками, остальное заместили бюджетными кредитами.

Но как это обычно бывает у вологодского губернатора, он утаил часть существенной информации. Область гасила кредиты средствами, которые могли бы попасть в бюджеты муниципалитетов. Но не попали, потому что ушли банкам. Поэтому и Вологде, и Череповцу приходится брать свои собственные коммерческие кредиты, сумма которых уже давно превысила областные.

Особенно «отжигает» областная столица. Она в 2020 году пользуется двумя кредитными линиями Сбербанка. Одна – на 1,5 миллиарда (взята в октябре 2019-го), вторая – на 500 миллионов рублей (открыта в январе 2020-го). Обслуживание первой обходится    городскому бюджету в 239,6 миллиона рублей, второй — в 72, 4 миллиона.


Чтобы понимать, кредитная линия – это нечто вроде кредитной карты. Вы берете определенную сумму, потом восполняете ее. Только у кредитной линии нет льготного периода, поэтому возвращать всегда приходится с процентами. Сам по себе такой банковский продукт достаточно удобен: муниципалитет ведь налоги получает в конце года, а потом по окончании каждого квартала, а платить зарплаты чиновникам и проводить работы в городе требуется ежемесячно. Взять у банка, а потом отдать, когда появятся собственные средства, – это примерно как человеку с зарплаты погасить кредитку, на которую закупался весь месяц.


Но есть одно «но»: масштабы кредитования. Два миллиарда для Вологды – это 20% годового бюджета. 315 миллионов, которые город тратит на обслуживание кредита, – это стоимость капитального ремонта примерно 10 километров дорог в областной столице. Дорого обходится Вологде имитация активности местных властей на заемные деньги!

Мэр Вологды Сергей Воропанов любит покрасоваться перед камерами с различными отчетами. Но вопрос о муниципальном долге он на публике затрагивает крайне редко.

Причем она может стать еще дороже: в 2020 году администрация Вологды уже четыре раза пыталась открыть новые кредитные линии на суммы от 300 миллионов до 1,6 миллиарда. Понятно, что этими деньгами собираются закрывать предыдущие кредиты, а из-за снижения ключевой ставки ЦБ новые займы должны быть более выгодными. Но в Сбере тоже не дураки сидят. Не дают. Ни администрации, ни «Вологдагорводоканалу», который тоже просил 150 миллионов в кредит. Иначе долг Вологды раздуется до совсем уж неприличных масштабов, а в наше неспокойное время этот пузырь может лопнуть в любой момент.

В Череповце несколько другая ситуация. Здесь объем кредитования меньше, но с приходом в кресло мэра Вадима Германова заемные средства стали использовать гораздо активнее – этого требует пиар-стратегия, изображающая бывшего гендиректора дивизиона «Северсталь. Российская сталь» человеком активных свершений.

В пиар-кампанию мэра Череповца вкладываются очень серьезные усилия. И средства, конечно. Фото: Самолетъ.

Поэтому открытую в апреле кредитную линию на 200 миллионов рублей уже в октябре дополняют второй – тоже на 200 миллионов. Обслуживание обеих обойдется почти в 30 миллионов рублей.

В Череповце Сбер был намного покладистее, нежели в Вологде – отказов в кредитовании нет. Возможно, в том числе и потому, что мэр города передал без конкурса дочерней компании Сбербанка «освоение» перевода транспорта на безналичную оплату. На эти цели в 2020 году будет потрачено 2 миллиона рублей из городского бюджета.

Роман ФЕСУНЕНКО

 

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.