Проблемы людей, живущих на территории национального парка «Русский Север» в Кирилловском районе, тянутся уже десятилетиями. Сотни населенных пунктов оказались «под куполом» особого законодательного режима, ограничивающего возможности жителей и местной администрации по распоряжению землей. В конце ноября в Совете Федерации РФ состоялись специальные парламентские слушания по этому вопросу, на которых присутствовала делегация Вологодской области. Свое видение ситуации «Вологодской правде» изложил депутат совета сельского поселения Алёшинское Кирилловского района Владимир ЧЕРЕПАНОВ.

Обратная сторона исключения

-На парламентских слушаниях в Совете Федерации делегация Вологодской области была наиболее представительной из всех присутствовавших в зале. От имени вологжан выступили замгубернатора  Эдуард Зайнак и глава Кирилловского района Сергей Усов. Они обозначили две главные проблемы:

  1. Органы местного самоуправления лишились полномочий по распоряжению земельными участками (нельзя формировать и передавать в аренду земельные участки), так как с прошлого года закреплена новая норма в федеральном законодательстве, которая гласит, что земля в населенных пунктах, расположенных в границах национальных парков — это федеральная собственность (см. федеральный закон № 321-ФЗ).
  2. Федеральный закон № 217-ФЗ запретил предоставление земельных участков для ИЖС и индивидуального гаражного строительства в границах национальных парков.

 

Сейчас на территории национального парка «Русский Север» 247 населенных пунктов, в которых проживает 13 тысяч человек.

Путь решения, предлагаемый нашими властями, один — изъятие населенных пунктов из территории национального парка. Предположим, что данный сценарий реализован. Это решит вопрос в отношении земельных участков, но не более того. С этого момента де-юре не будет населения, проживающего на территории парка. То есть ведение любой хозяйственной деятельности вне границ населённых пунктов станет невозможным. А это дороги, сельское хозяйство, лесопользование, охота, рыболовство, сбор дикоросов и наконец просто прогулки по лесу. Жители, получается, просто окажутся в резервации. Это нормально, считаете?

К тому же этот вариант решения проблемы довольно длительный и затратный и против него выступает экологическое сообщество.

В рамках парламентских слушаний принимал участие Всеволод Степаницкий, заслуженный эколог РФ. Он правильно сказал: национальный парк «Русский Север» в 90-е годы создавали не дураки. Была разработана концепция национального парка как территории, гармонично объединяющей лесные, водные, культурные и исторические ландшафты, давно освоенные человеком, что является несомненным достоинством и уникальностью таких особо охраняемых природных территорий, как национальные парки «Русский Север», «Кенозерский», «Угра» и других. Замена культурных, староосвоенных ландшафтов лесными территориями уничтожит концепцию и в конечном счете, саму идею создания подобных территорий.

Изменения готовят для дачников?

Часто звучит, что главное препятствие развития Кирилловского района – ограничительный режим национального парка. Это не совсем так. Для примера возьмем моё родное Алёшинское поселение. Одна половина здесь находится в границах парка, другая нет. Проблемы с развитием и там, и там примерно одинаковые. Значит есть и другие причины помимо ограничений национального парка?

Глава Кирилловского района Сергей Усов поддерживает наиболее простое решение — изъять населенные пункты из состава национального парка.

Еще один важный момент: сколько из 471 договоров аренды (информация из доклада С.В. Усова в Совете Федерации) заключено именно с гражданами, проживающими на территории парка, чьи права нарушаются действующим законодательством, и сколько с так называемыми «дачниками», которые не имеют прописки в местных населенных пунктах?  По всей России убывает количество сельского населения, в северных регионах это особенно ощутимо, не исключение Кирилловский район, где идет процесс замены местного населения на «дачников», на которых не выделяются субвенции на ремонты дорог, благоустройство и так далее. Получается, решить проблему ограничений нацпарка пытаются именно для увеличения числа непостоянного населения? И это называется развитием?

Практика нахождения в национальных парках населенных пунктов имеет положительный мировой опыт. Существует две модели регулирования отношений государства и собственников (пользователей) земель, вошедших в границы национальных парков:

  • Выкуп государством земельных участков и строений, вошедших в состав парков;
  • Выстраивание гармоничных отношений с администрациями населенных пунктов.

Россия не любит протоптанных дорог, и нашими властями был принят третий путь — исключение населенных пунктов из границ национального парка. Также на ряде совещаний была озвучена идея изъятия центральной части парка вместе с находящимися на ней населенными пунктами, остальные оставались бы в границах парка вместе с нерешенной проблемой.

Пути решения есть!

Между тем, существуют и иные пути решения проблемы национальных парков в России. В частности, внесение изменений в действующее законодательство. С этим согласна и администрация национального парка «Русский Север», которая неоднократно направляла свои предложения в Минприроды России, в Государственную Думу РФ, другие органы о необходимости внесения изменений в действующее природоохранное законодательство, расширяющее права граждан, проживающих на территории национальных парков. Вот основные из них:

  1. Дополнить статью 15 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» (№ 33-ФЗ от 14.05.1995) пунктом о «зоне проживания населения, которая предназначена для обеспечения жизнедеятельности граждан в населенных пунктах, расположенных на территории национальных парков на землях, имеющих категорию «земли населенных пунктов» и не распространять на нее ограничения, налагаемые настоящим законом».
  2. Отменить поправки, внесенные Федеральным законом от 29.07.2017 № 217-ФЗ, запрещающие с 1 января 2019 года предоставление земельных участков для индивидуального жилищного и индивидуального гаражного строительства в границах национальных парков.

Кроме изменений в федеральное законодательство Минприроды России предлагалось:

  • разработать и утвердить Порядок об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов для национальных парков, где допускается любительская охота в целях реализации прав населения, проживающего на территории национальных парков в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 «Об охоте и сохранении охотничьих ресурсов и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 209-ФЗ;
  • разработать и утвердить Порядок выделения квот и лимитов добычи водных биологических ресурсов для национальных парков, где любительское рыболовство допускается законодательно;
  • дать юридическое определение жителям, проживающим в населенных пунктах, расположенных на территории парка, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлены определенные права, но воспользоваться ими они не могут из-за отсутствия подзаконных актов, в том числе перечисленных выше.

Реализация такого пути позволит местным жителям спокойно жить на нашей малой родине и одновременно сохранить нашу уникальную природу. Подумаем вместе.

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.