Мы уже не раз публиковали информацию о том, как десятки миллионов бюджетных рублей уходят на пиар губернатора, его подчиненных и партии власти. Не меньшие суммы «черным налом» идут на информационную войну с оппозицией. Что может противопоставить такому давлению компартия, финансовые и организационные ресурсы которой ограничены? Возможно ли эффективное сопротивление административной и пропагандистской машине во время предвыборных кампаний и в «мирное» время? Об этом корреспондент газеты «Наш голос» беседует с координатором информационных проектов КПРФ в Вологодской области Евгением Опояскиным.

— Евгений Николаевич, в регионе работают десятки СМИ, но транслируют почти все они одну точку зрения – провластную, особенно перед выборами. Почему так происходит, неужели на Вологодчине не осталось смелых и не продажных журналистов?
— Реалии таковы, что в Вологодской области сейчас нет независимых от власти традиционных средств массовой информации – газет, телеканалов, радиостанций. Государство управляет медиа-пространством, «зачищает» СМИ, не вписывающиеся в систему, стимулирует лояльных. Основа этой системы – бюджетная господдержка. Работает это, если брать муниципальный уровень, примерно так. Каждой районной газете дают полтора миллиона рублей в год, это существенная часть доходов. Публиковать районка может только те материалы, которые предоставляет или согласует пресс-служба губернатора. Но важно не только это: все остальные тексты в газетах тоже не могут выбиваться из генеральной линии – иначе редакция не получит денег, а редактор пойдет искать другую работу. Соответственно, включается самоцензура, и в большинстве районок из местных проблем обсуждаются только те, которые санкционированы пресс-службой губернатора. В результате процентов 70-80 информационного потока идет непосредственно от органов власти, остальное – праздники, соревнования и «акции». Каким бы смелым и «не продажным» ни был журналист, выскочить за рамки этой системы он не может.

— Но ведь кроме районок есть много других СМИ…
— Разница только в суммах господдержки. Для городских газет и FM-радиостанций это 2-3 миллиона рублей в год. Для телеканалов – больше. «Красный Север» вообще целиком на бюджете сидит, там десятки миллионов. Интернет-СМИ типа «Онлайн Вологды», «Северинформа», «ГородЧе» — это 500-800 тысяч в год. Понятно, что у частных медиа-холдингов свободы побольше, чем у муниципальных газет, где-то могут куснуть власть, где-то поднять острую проблему. Но есть флажки, за которые они никогда не заходят. А если кто-то начинает выбиваться, проблему рано или поздно решают. Например, из относительно независимых СМИ дольше всех держались вологодская газета «Премьер» и портал NewsVo, но и они в прошлом году сменили собственников. Кое-где в районах сохранились более или менее самостоятельные издания – например, «Устюжаночка» в Великом Устюге. Но это, скорее, исключения.

— Получается, дорога в традиционные СМИ для оппозиции закрыта?
— Да, единственным эффективным вариантом остаются партийные газеты, но это достаточно дорогое удовольствие. Другое дело, что неуемным администрированием власти сами и уничтожают традиционные средства массовой информации. Тиражи газет падают, популярность местных телеканалов никогда и не была высокой, от официальных интернет-порталов скулы сводит. Отсутствие конкуренции привело к снижению качества материалов, талантливые журналисты грустят в заданных рамках. Выпуски новостей превратились в зачитывание никому не нужных пресс-релизов, эти же релизы публикуются потом в газетах, на новостных сайтах – тоска, словом. Естественно, соцсети быстро подобрали разочаровавшуюся аудиторию. А там конкурентная среда совсем другая.

— Коммунисты делают ставку на соцсети?
— Для нас важно не сделать ставку на какой-то отдельный инструмент, а выстроить систему сбора и распространения информации, которая сможет охватить всех потенциальных сторонников партии, позволит защитить от пропагандистской агрессии наших активистов и кандидатов на выборах, станет центром притяжения для всех, кому не наплевать на будущее страны. Мы идем по этому пути и, как показали прошедшие выборы, двигаемся в правильном направлении. Наши информационные ресурсы уже сейчас позволяют серьезно влиять на общественное мнение.

— Можно более подробно об этих ресурсах?
— Центральными элементами партийной информационной системы Вологодской области сейчас являются газета «Наш голос», интернет-издание «Вологодская правда» (www.pravda35.ru), официальный сайт (http://kprf35.ru) и официальная группа областного комитета КПРФ ВКонтакте (vk.com/kprf35). Это, так сказать, фундамент, база. На сайте «Вологодской правды», например, собрано огромное количество статистических и других сведений о жизни Вологодчины. Их можно использовать как в агитационных целях, так и в познавательных.
Второй уровень – это группы районных комитетов в соцсетях, они легко находятся в поиске. Третий – паблики, организационно не связанные с партией, но взаимодействующие с ней. В частности, знаменитая группа народных новостей «Вологодская правда» ВКонтакте (vk.com/pravda35_ru). Так получилось, что название группы совпало с названием партийного интернет-СМИ, из-за чего их часто путают. Но паблик ВК – это более широкое информационное поле. Некоторые посты готовим туда мы, другие публикует сама администрация группы, часть предлагают наши союзники по левой оппозиционной коалиции, в основном же это действительно народные новости – люди делятся своими проблемами и просят помощи. В этом году началось активное развитие телеграм-канала «Вологодская правда» (https://t.me/ptravda35).
Наконец, четвертый уровень – многочисленные дружественные нам информационные ресурсы. Их огромное количество, есть в каждом районе. Пользуясь случаем, хочу сказать огромное спасибо мужественным и неравнодушным людям, ведущим эти группы в соцсетях и бескорыстно сотрудничающим с нами и нашими активистами.
Такая система позволяет компартии сейчас практически на равных противостоять информационному давлению властей – при несопоставимых финансовых затратах.

— Неотъемлемый атрибут любой информационной войны – компромат на политических противников. Коммунистов неутомимо поливают грязью, особенно во время предвыборных кампаний. Можно ли как-то бороться с этим?
— Самые яростные нападки на кандидатов от КПРФ в последнее десятилетие имели место в 2016 году, когда вендетту коммунистам объявила команда политтехнолога, а ныне депутата-единоросса Антона Холодова. Попытки «уничтожать» представителя КПРФ предпринимались в 2019-м, перед губернаторскими выборами. В 2021 году центром «черных» технологий против КПРФ стала газета «Череповецкая истина», давний партнер властей в этом вопросе. Но если 5 лет назад атаки пиарщиков давали эффект, то сейчас наоборот. Хрестоматийный уже пример – выборы в Чагодощенском районе. В кампанию по очернению кандидата от КПРФ Маргариты Кутеповой были ввалены большие деньги, печатались плакаты, распространялись газеты. Но за счет правильной стратегии в соцсетях и СМИ мы быстро перебили этот поток, выставили его организаторов дураками, а Маргарита Михайловна победила единороссов в Чагоде, что называется, в одну калитку. Мы больше никому не позволяем безнаказанно наезжать на наших кандидатов и активистов.

— Из Кремля все чаще слышны призывы «регулировать» соцсети, штрафовать за неугодную властям информацию. Значит ли это, что скоро оппозиции будет труднее работать и в этом сегменте?
— Системе в ее нынешнем положении не остается ничего другого, кроме как ограничивать, запрещать, тащить и не пущать. Это классика. Так что да, зажимать будут. Но мы найдем способ с этим разобраться.

Подготовила Алина ЗАСЛАВСКАЯ

 

Добавить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.